Текущее время: 22 сен 2018, 05:28

Часовой пояс: UTC + 5 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
 вопрос - ответ 
Автор Сообщение
Сообщение вопрос - ответ
ВОПРОС №1 «Предмет и задачи валеологии. Основные принцыпы. Связь с другими науками. Методы»

ОТВЕТ: Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.
Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Основные задачи валеологии:
1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
2. Формирование установки на здоровый образ жизни.
3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.
Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины — болезнь и больной, а у гигиены — среда обитания и условия жизнедеятельности человека.

Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии

Основной целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии — изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.

ВОПРОС №3: «Организм, как открытая система. Понятие «гомеостаз» компоненты и гомеостатические константы внутренней среды организма человека».

ОТВЕТ: В определении жизни как формы обмена веществ с окружающей средой, в ходе которого организм как открытая система получает извне вещества, служащие строительным материалом, обеспечивающим его рост и развитие, а также образование дочерних организмов в процессе размножения, и снабжающие его энергией, «обмен веществ», так как последний возможен только при поступлении в организм извне веществ, которые затем включаются в сами процессы обмена. Помимо дыхания основным каналом их поступления является питание и пищеварение.
Гомеостаз, или гомеостазис, — свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.
Именно этот показатель — способность к гомеостазу — зачастую рассматривается как биологическая основа здоровья.
Для сохранности биохимических и функциональных констант организма необходимо поддержание постоянной температуры всего организма, его частей и систем и даже органов, содержания глюкозы, рН и других физико-химических свойств крови, стабильности клеточного состава и т.д.
Константы организма достаточно жестки, однако есть и относительно подвижные константы с широкими приспособительными значениями. Жесткие константы являются необходимым условием сохранения жизни, а подвижные обеспечивают поддержание первых, жестких констант.
ВОПРОС №5: «Понятие «здоровье», основные составляющие здоровья. Группы здоровья».

ОТВЕТ: здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Вот почему под здоровьем следует понимать такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в конкретных условиях
В настоящее время выделяют пять групп признаков, по которым должно оцениваться здоровье:
1. Уровень и гармоничность физического развития.
2. Резервные возможности основных функциональных систем и организма в целом.
3. Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентное™ организма.
4. Наличие или отсутствие хронического или врожденного заболевания или дефектов развития.
5. Уровень личностных характеристик, отражающих духовное и социальное благополучие и здоровье человека.
ВОПРОС №6: «Факторы влияющие на здоровье человека. Характер воздействия на организм человека».

ОТВЕТ: Факторы, влияющие на здоровье человека
Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболеваний. Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания. Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь.
Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.
Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.
Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание.
факторов укрепляющие здоровье и ухудшающие здоровье:
- генетические факторы — 15—20%;
- состояние окружающей среды — 20—25%;
— медицинское обеспечение — 10—15%;
— условия и образ жизни людей — 50—55%.
ВОПРОС №7: «Уровни и механизмы защиты организма. Биологические барьеры. Понятие «фагоцитоз», фазы фагоцитоза».

ОТВЕТ: ФАГОЦИТОЗ – активный захват и поглощение живых клеток одноклеточными организмами или особыми клетками-фагоцитами. ФАГОЦИТОЗ – одна из защитных реакций организма человека, главным образом при восполнений. Играет важную в защите организма от чужеродного.
Уничтожение антигена фагоцитами делят на несколько стадий:
1. хемотаксис (направленное движение фагоцита к антигену);
2. адгезия фагоцитов к эндотелию (схватывание, прилипание);
3. выход фагоцитов во внесосудистое пространство;
4. опсонизация антигена (связывание с антигенами и комплементами) и прикрепление к нему фагоцита;
5. активация метаболизма фагоцитов;
6. расщепление антигена.
ВОПРОС №8 «Понятие об иммунитете, виды иммунитета. Иммунная система, состав и функции. Значение Т- и В-лимфоцитов. Стимуляторы иммунитета, прививки и их значение».
ОТВЕТ: Иммунитет (от латинского immunitas — освобождение от чего-либо) — это защита организма от веществ и существ, несущих признаки генетически чужеродной информации. К ним относятся микроорганизмы, вирусы, грибки, простейшие, различные белки, клетки, втом числе и свои собственные — стареющие и модифицированные, злокачественные и пересаженные. Иммунитет связан с оплодотворением, участвует в эмбриональном развитии, защищает человека после родов, осуществляет механизм развития, принимает участие в обмене веществ и т.д.
Иммунитет — это система организма, направленная на поддержание генетической целостности клеточного состава живых существ.
Специфическая иммунная система выполняет в организме две функции:
— идентификация чужеродной биологической информации;
— уничтожение генетически чужеродных элементов, посягающих на постоянство и целостность внутренней среды организма.
Главную роль в образовании антител и клеток иммунной системы играет лимфатическая система. Морфологически формирующиеся здесь лимфоциты крови различаются лишь размерами, но по химическим особенностям цитоплазматических мембран и функциям можно выделить несколько типов лимфоцитов, среди которых три основных — В-лимфоциты, Т-лимфоциты и нулевые клетки.
К органам иммунной системы (лимфоидным органам) относятся все органы, которые участвуют в образовании клеток и белковых частиц, осуществляющих защитные реакции организма. Иммунные органы построены из лимфоидной ткани, которая представляет собой ретикулярную строму и расположенные в ее петлях клетки лимфоидного ряда: лимфоциты различной степени зрелости, молодые и зрелые плазматические клетки, а также макрофаги и другие клеточные элементы. Такими органами являются: костный мозг, вилочковая железа (тимус), скопления лимфоидной ткани, расположенные в стенках полых органов (дыхательной системы — BALT и пищеварительной системы — SALT) и мочеполового аппарата, лимфатические узлы и селезенка. Костный мозг и тимус, в которых из стволовых клеток дифференцируются лимфоциты, относятся к центральным органам иммунной системы, остальные являются периферическими органами иммуногенеза, куда лимфоциты выселяются из центральных органов. Последние расположены в хорошо защищенных от внешних воздействий местах, а периферические органы расположены на путях возможного внедрения в организм генетически чужеродных веществ или на путях следования таких веществ, образовавшихся в самом организме.
Система В-клеток составляет около 15% лимфоцитов крови и отвечает за гуморальный иммунный ответ. Больше всего В-лимфоцитов находится в групповых лимфатических фолликулах, костном мозге, крови и селезенке (40—60%), в лимфатических узлах и грудном лимфатическом протоке (25%). Практически нет В-лимфоцитов только в тимусе.
При первом контакте с антигеном некоторые В-лимфоциты трансформируются в плазматические клетки и начинают вырабатывать специфические для данного антигена иммуноглобулины, выделяющиеся в кровь и во внеклеточную жидкость (гуморальные антитела).
Система Т-клеток. Т-лимфоциты ответственны за клеточный иммунный ответ, к ним относят 70—80% всех лимфоцитов крови. Популяция Т-лимфоцитов весьма многочисленна. Более всего Т-клеток находится в тимусе и грудном лимфатическом протоке, где они составляют соответственно 95—100% и 80—90%, в крови и в лимфатических узлах их 55—85%, в селезенке и лимфоидной ткани слизистых оболочек — 25—40%.
Т-лимфоциты не циркулируют в крови и лимфе постоянно, а периодически появляются во вторичных лимфоидных органах. После активации антигеном эти клетки пролиферируют и превращаются в Т-эффекторы или в долгоживущие Т-клетки памяти.
По свойствам поверхности можно выделить две субпопуляции Т-эффекторов — Т4- и Т8-клетки. Каждая из них в свою очередь подразделяется на группы по функциональным критериям. К Т-клеткам, представляющим в основном Т4-тип. относятся:
1) Т-ЛИМфокиновые клетки, выделяющие лимфокины (гормоно-подобные вещества, активирующие другие клетки организма, например, макрофаги и гемопоэтические стволовые клетки);
2) Т-хелперы-индукторы, секретирующие интерлейкин-2 (лим-фолейкин), способствующий дифференциации дополнительных Т-клеток; 3) Т-хелперы, долгоживущие лимфоциты, высвобождающие так называемые факторы роста В-клеток. Лимфоциты, относящиеся преимущественно к Т8-типу, -- это Т-киллеры, уничтожающие клетки, несущие антиген, и Т-супрессоры, тормозящие активность В- и Т-лимфоцитов и предупреждающие тем самым чрезмерные иммунные реакции. Т-супрессоры очень чувствительны к ионизирующей радиации и имеют короткий период жизни. Все перечисленные типы клеток относятся к корот-коживущей (несколько дней) оседлой субпопуляции и обнаруживаются преимущественно в тимусе и селезенке.
Важно отметить, что Т-клетки могут связывать антигены лишь в том случае, если последние ассоциированы с определенными антигенными структурами, расположенными на поверхности всех ядросодержащих клеток организма. Эти антигенные структуры называют главным комплексом гистосовместимости. Так, когда макрофаг презентирует Т-лимфоцитам чужеродный антиген (патоген), лимфоцит распознает его в комплексе с антигеном гистосовместимости па поверхности макрофаш
ВОПРОС №10: «Двигательная активность, её виды и функции. Понятие о гипо- и гипердинамии, влияние на здоровье. Нетрадиционные виды двигательной активности. Организация двигательной активности во время отдыха».

ОТВЕТ: Виды двигательной активности:
1. Организованная
2. Неорганизованная.

НЕОРГАНИЗОВАННАЯ – совокупность видов мышечной деятельности, которая обеспечивает выполнение разнообразных действий в повседневной жизни, во время работы.

ОРГАНИЗОВАННАЯ – утренняя зарядка – обеспечивает переход организма из сна в рабочее состояние, повышается мышечный тонус, артериальное давление.
Физическая культура – это тоже организованная активность – плавание, лыжи, коньки, велосипед и т.п.

Существуют ТРАДИЦИОННЫЕ и НЕТРАДИЦИОННЫЕ формы двигательной активности.

ТРАДИЦИОННЫЕ - плавание, лыжи, коньки, велосипед и т.п. Активный отдых – раз в неделю нужно разгружаться – лыжные, пешие, велосипедные походы – снятие психо-эмоциональной нагрузки, напряжения.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ – шейпинг, аэробика, фитнесс, восточные танцы, брейк-данс, Черлидеры, ушу, йога, тайчи.

Организация двигательной активности во время отдыха: спортивные мероприятия, соревнования, походы, базы отдыха, бассейны, и т.п.
ВОПРОС №11: «Физиологические основы закаливания. Механизмы терморегуляции. Основные принципы закаливания. Виды закаливания».

ОТВЕТ: ЗАКАЛИВАНИЕ – система мероприятий обеспечивающих тренировку механизмов терморегуляций и приводящих к повышению устойчивости организма к экстремальным температурным воздействиям.
Механизмы терморегуляции быстро перестраиваются, сохраняя температуру тела на постоянном уровне.
ГОМЕОСТАЗ – постоянство внутренней среды константа гомеостаза – температура тела – постоянный уровень.

Сохранение температуры тела обеспечивается с помощью регуляции двух процессов:
1. процессов теплопродукций.
2. процессов теплоотдачи.

Центры терморегуляции располагаются в «ГИПОТОЛАМУСЕ» - отдел промежуточного мозга.

Механизм центра регуляции – промежуточный мозг, отдел этого мозга – «гипоталамус»- в нём располагаются термодатчики, которые реагируют на изменения температуры тела. Температура тела может изменяться под влиянием температуры окружающей среды.

Механизмы терморегуляции.
При понижении температуры окружающей среды – может произойти охлаждение организма, что вызывает реакцию соответствующих термодатчиков гипоталамуса и это сопровождается воздействием со стороны гипоталамуса на процессы теплопродукции и теплоотдачи.
Под влиянием гипоталамуса происходит активация «гипофиза», вследствие чего усиливается секреция гормонов щитовидной железы и надпочечников, это приводит к усилению обмена веществ в организме, и в частности усиление процессов диссимиляции-(процесса распада веществ на более простые – выделение энергии или тепла) в организме. Увеличивается теплопродукция.
Помимо этого при понижении температуры окружающей среды уменьшается теплоотдача. Активация гипоталамуса приводит к активации симпатической нервной системы и это сопровождается изменением распределения кровооттока в организме, сужению кровеносных сосудов кожи, приток крови к коже уменьшается и поэтому теплоотдача в окружающую среду уменьшается. В это время увеличиваются кровеносные сосуды в жизненно важных органах.

Когда повышается температура окружающей среды – снижается возбуждение термодатчиков в гипоталамусе – это сопровождается:
1. снижением теплопродукции – вследствие – уменьшение секреции гормонов в щитовидной железе и надпочечников – приводит к уменьшению выработки тепла.
2. Снижается возбуждение симпатической нервной системы, что приводит к расширению сосудов кожи, усиливается приток крови к коже, и это вызывает усиление теплоотдачи, параллельно с этим усиливается секреция потовых желёз, выделяясь на коже испаряется и тем самым вызывает охлаждение кожи и организма.


При занятиях закаливанием необходимо учитывать и ряд условий, снижающих его эффективность:
— алкоголь извращает теплорегуляцию за счет изменения возбудимости ее нервного центра;
— курение нарушает нормальную реакцию сосудов кожи на холод, из-за чего при действии последнего быстро наступает замерзание; кроме того, при курении, как и при употреблении алкоголя, снижается барьерная функция дыхательных путей, что может быть причиной простудных заболеваний;
— кофе, повышая содержание гормонов стресса, ведет к возрастанию уровня беспокойства и к значительному напряжению центральной нервной системы;
— проведение закаливания вместе с выполнением интенсивных физических упражнений снижает эффект самого закаливания, так как «оболочка» тела остается довольно теплой за счет образующегося при работе мышц тепла.
ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ:
Закаливание воздухом – одной из форм является сон при открытой форточке или на балконе.
Закаливание водой – водные процедуры после утренней зарядки, обливание на открытом воздухе.
Закаливание солнцем – принятие солнечных ванн.
Закаливание в бане (сауне)
Массаж
ВОПРОС №12: «Питание и его биологическая роль. Биологическое значение жиров, белков и углеводов в жизнедеятельности организма. Основные этапы обмена белков, жиров и углеводов».

ОТВЕТ: В основе жизни лежит сочетание трех потоков: вещества, энергии и информации. Для обеспечения этих потоков исходный материал должен поступать из внешней среды, в значительной степени с пищевыми веществами.
К основным пищевым веществам относят белки, жиры, углеводы, воду, витамины, минеральные вещества, фитонциды и некоторые другие.
Белки в организме выполняют многообразные функции, к основным из которых следует отнести:
— пластическую, так как они являются основным строительным материалом клеток, тканей, межтканевого вещества и клеточных мембран;
— каталитическую, связанную с тем, что белки являются основным компонентом практически всех ферментов -внутриклеточных и пищеварительных;
— гормональную — значительная часть гормонов по своей природе является белками: инсулин, гормоны гипофиза и др.;
— иммунную, обусловливающую индивидуальную специфичность каждой особи;
- транспортную, так как белки участвуют в переносе кровью газов (О2 и COi), углеводов, жиров, некоторых витаминов и пр. Кроме того, они обеспечивают перенос минеральных солей через клеточные мембраны и внутриклеточные структуры.
Жиры выполняют в организме множественные функции:
— как пластический материал они участвуют в построении клеток, особенно велико их содержание в оболочке клетки (в частности, в оболочке нервных и половых клеток их доля достигает 50% и более). Без них невозможно построение и некоторых органелл клетки;
— принимают участие в синтезе гормонов, особенно гормонов гипофиза, коркового вещества надпочечников и половых гормонов;
— являются высокоэнергетическим резервом организма: при сжигании 1 г его освобождается 9,3 ккал тепла — это более чем в 2 раза превышает энергоемкость белков и углеводов;
— необходимы для реализации функций жирорастворимых витаминов (А, К, Е и др.) — без их достаточного поступления эти витамины не только не дают необходимого эффекта, но и могут даже вызвать явления интоксикации.
Углеводы в организме человека не синтезируются, поэтому потребность в них полностью должна удовлетворяться пищей. В углеводах, образующихся в зеленых листьях при участии хлорофилла и солнечного света, природа преобразует солнечную энергию в химическую, освобождающуюся при распаде углевода в организме человека.
Углеводы в организме имеют преимущественно энергетическую ценность, хотя участвуют и в пластических процессах.
Углеводы подразделяют на моно-, олиго- и полисахариды.
Моносахариды (простые углеводы) представлены глюкозой, фруктозой, галактозой, рибозой и др.'
Олигосахариды -- более сложные соединения, построенные из нескольких (от 2 до 10) остатков моносахаридов, — это сахароза, мальтоза и лактоза.
' Смесью моносахаридов является натуральный мед. который представляет собой сахар, расщепленный в медовом желудочке пчелы. Он состоит поровну из фруктозы и глюкозы и в пищеварительном тракте без всяких превращений всасывается в кровь. Содержит органические кислоты, минеральные вещества, ферменты, биостимуляторы, обладает противовоспалительными и бактерицидными свойствами.
И моно-, и олигосахариды имеют сладкий вкус, за что их называют «сахарами». Моносахариды легко окисляются в организме до углекислого газа и воды. Основной же углеводный продукт нашей пищи — сахароза, попадая в организм, под действием энзимов и кислот вначале разлагается до моносахаридов, а затем уже до СО2 и воды. Однако этот процесс идет только в случае, если сахар потребляется в естественном виде, то есть в составе того продукта, в котором он содержится, усвоение же чистого сахара осуществляется гораздо сложнее.
Полисахариды представлены в пище крахмалом и пищевыми волокнами (целлюлозой, клетчаткой и пектиновыми веществами). Крахмал сырых растений в пищеварительном тракте постепенно расщепляется до моносахаридов с последующим распадом до конечных продуктов. Гораздо труднее происходит переваривание термически обработанных крахмальных продуктов, так как при высокой температуре разрушается значительная часть содержащихся в сырой пище витаминов и вымываются минеральные соли, необходимые для обеспечения нормального переваривания крахмала. В этом случае в пищеварительном тракте полисахариды бродят и гниют, отравляя организм.
Вода является основной средой, в которой протекают химические и физико-химические процессы ассимиляции, диссимиляции, осмоса, диффузии и др., лежащие в основе жизни. Постоянство содержания воды в организме — одно из главных условий нормальной жизнедеятельности.
Вода в организме находится в так называемом структурированном виде в теснейшем контакте с биологическими молекулами: последние как бы вложены в структуру решетки воды, которая напоминает собой структуру льда. Структурированная вода, обладающая диссимметрией, сама по себе является источником свободной энергии, величина и активность которой зависят от многих факторов. В частности, в разные дни и даже часы меняется характер протекающих с участием воды химических реакций: быстрее или медленнее, с большим или меньшим поглощением или выделением энергии. Кроме того, она содержит в себе биологическую информацию, то есть обладает памятью, которая записана настолько прочно, что ее можно стереть, только лишь дважды, а то и трижды прокипятив воду. Отсюда становится понятным, насколько' важное значение имеет вода в обеспечении нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма человека.

ВОПРОС №13: «Значение витаминов, минеральных солей и воды в жизнедеятельности организма. Пищевые добавки, их воздействие на организм».

ОТВЕТ: Вода является обязательным компонентом пищи. В организме взрослого человека вода составляет до 65% массы, из которых около 40—45% находится внутри клеток, а 20—25% — в составе клеточных жидкостей. По мере возрастного развития содержание воды в организме человека снижается с 70% у новорожденного до 55% у стариков.
Вода является основной средой, в которой протекают химические и физико-химические процессы ассимиляции, диссимиляции, осмоса, диффузии и др., лежащие в основе жизни. Постоянство содержания воды в организме — одно из главных условий нормальной жизнедеятельности.
Вода в организме находится в так называемом структурированном виде в теснейшем контакте с биологическими молекулами: последние как бы вложены в структуру решетки воды, которая напоминает собой структуру льда. Структурированная вода, обладающая диссимметрией, сама по себе является источником свободной энергии, величина и активность которой зависят от многих факторов. В частности, в разные дни и даже часы меняется характер протекающих с участием воды химических реакций: быстрее или медленнее, с большим или меньшим поглощением или выделением энергии. Кроме того, она содержит в себе биологическую информацию, то есть обладает памятью, которая записана настолько прочно, что ее можно стереть, только лишь дважды, а то и трижды прокипятив воду. Отсюда становится понятным, насколько' важное значение имеет вода в обеспечении нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма человека.
Витамины являются неотъемлемой частью питания. Выполняя роль биологических катализаторов, они обеспечивают полное, экономичное и правильное использование организмом основных питательных веществ.
Витамины подразделяются на водо- и жирорастворимые. Первые из них участвуют в формировании структуры и функционировании ферментов, вторые — клеточных мембран.
Ниже приводятся краткие данные некоторых основных витаминов.
Рост и формирование скелета, ночное зрение, функция биологических мембран, печени, надпочечников, состояние костей, зубов, волос, кожи и репродуктивной системы
Печень, сливки, сыр, яйца, рыбий жир, почки, молоко
Провитамины А (каротин)
В организме преобразуется в витамин А, антиоксидантное действие и антиканцерогенное
Морковь, абрикосы, перец, щавель, облепиха
Д (кальциферол)
Регулирует обмен Са и Р, укрепляет зубы , предупреждает рахит
Зародыши зерновых, пивные дрожжи, рыбий жир, яйца, молоко
Е (токоферол)
Антиоксидант, функция биологических мембран, состояние половых желез, гипофиза, надпочечников и щитовидной железы, мышечная работоспособность, долголетие
12- 15мг
Растительные масла, зародыши злаков, зеленые овощи
К (филло-хинон, викасол)
Свертывание крови, анаболическое действие
Зеленый салат, капуста
Водорастворимые
(тиамин)
(рибофлавин)
Обмен углеводов, функции желудка, сердца, нервной системы
Обмен белков, жиров, углеводов, рост, ночное и цветовое зрение
Цельные зерна, пив-2,0 мг ные дрожжи, печень, j картофель | Печень, яйца, про-j .-. 1 росшие зерна, нео-| чищенные крупы, зеленые овощи
(никотиновая кислота)
Функции нервной системы, состояние кожи, уровень холестерина в крови, функции щитовидной желе- ! 10 мг эы и надпочечников
Пивные дрожжи, проросшие зерна, рис, яйца, рыба, орехи, сыр, сухофрукты
Витамин
(цианко-брламин) С
(аскорбиновая кислота)
Функция
Образование эритроцитов, обмен белков, улучшение роста и общего 3 мкг состояние детей
Окисл ител ьно- восстановится ьн ые процессы, состояние стенок капилляров и артериол, устойчивость ор-! 100—300 мг ганизма к действию неблагоприят-
Суточная потребностьi
Источники i Печень, почки, j рыба, яйца, сыр.; творог
I Шиповник, черная смородина, капу- j ста, укроп, пет-' рушка, цитрусе-1
|ньгх факторов, антиоксидант | вые, картофель__
Активность витаминов во многом зависит от их взаимосвязи с белковыми компонентами непосредственно в природных источниках питания. Вот почему прием искусственно синтезированных витаминов допускается лишь при невозможности удовлетворить потребность в соответствующих витаминах натуральными продуктами. В частности, в последнем случае передозировка приема витаминов практически исключена, так как бактерии толстого кишечника избыток их разрушают и выводят из организма, однако они не могут это сделать с искусственно синтезированными препаратами.
Минеральные вещества в организме играют многосторонние и важные функции:
— определяют структуру и функции многих ферментативных систем и процессов;
- обеспечивают нормальное течение определенных важных физиологических процессов;
- принимают участие в пластических процессах и построении тканей,особенно костной;
— поддерживают кислотно-щелочное равновесие;
-определяют солевой состав крови и структуру формирующих его элементов;
- нормализуют водно-солевой обмен.
Главным источником минеральных веществ для организма являются фрукты и овощи. Особая их ценность заключается в том, что в составе цельных растительных продуктов или их соков эти вещества находятся в естественной взаимосвязи с биологическими структурами — именно эти комплексы лучше всего и усваиваются организмом.
ВОПРОС №14: «Принципы полноценного и сбалансированного питания. Ошибки в питании современного человека. Организация питания во время отцыха».

ОТВЕТ:
Рациональное питание прежде всего подразумевает правильный режим питания. Время приема пищи должно быть строго определено и приходиться на одни и те же часы. Нерегулярный прием ее ухуд¬шает условия пищеварения и способствует развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Нецелесообразно принимать пищу непосредственно перед заняти¬ем по физическому воспитанию. Это ведет к плохому ее переварива¬нию и усвоению, мешает тренировочному процессу, так как наблю¬дается уменьшение секреции желудочного сока и сока поджелудоч¬ной железы, что зависит не только от тормозящего влияния физичес¬кой нагрузки на деятельность желез, но и от того, что при мышечной работе уменьшается кровоснабжение внутренних органов. Пища доль¬ше остается в желудке, вызывая ощущение тяжести. Наполненный желудок поднимает диафрагму и тем самым затрудняет деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к которым при физичес¬ких упражнениях предъявляются повышенные требования.
Не рекомендуется принимать пищу сразу же после занятий физи¬ческими упражнениями. В это время секреция пищеварительных соков будет еще угнетена, аппетит отсутствует. Если подождать 20—30 мин, то создадутся нормальные условия для секреции соков и пища будет легко усваиваться.
Завтрак должен быть за 1—1,5 ч до занятия физическими упраж¬нениями и за 3 ч до соревнования; обед за 2—3 ч до занятия и за 3,5— 4 ч до соревнования. Ужин за 1,5—2 ч до сна.
Питание должно быть полноценным, т. е. содержать необходимые питательные вещества и полностью покры¬вать расходы энергии, связанные с его учебной и спортивной деятель¬ностью.
Важно, чтобы в рационе содержались полноценные в питательном отношении животные белки — не менее 60% всего белка пищи. Для этого в рацион надо включать мясо и мясные продукты, рыбу, а также молоко и молочные продукты. Количество молочных продуктов (сыр, творог), не считая молока, должно составлять не менее 120 г/сут. Помимо животных белков полезны полноценные белковые комбина¬ции, такие, как гречневая каша с молоком, треска и творог, но интер¬вал в приеме этих продуктов не должен превышать 5—6 ч, только тогда они усваиваются как полноценная белковая комбинация.
Большое значение в питании должно придаваться углеводам, ко¬торые нужны для нормального усвоения организмом жиров и для обеспечения организма энергией, необходимой для нормальной жиз¬недеятельности. Чем интенсивнее физическая нагрузка, тем больше объем мышечной работы, тем выше потребность в углеводах.
Суточная норма сахара в любом виде не более 200—300 г и 100 г единовременно, так как большее количество не успевает усвоиться организмом.
Важное значение в питании имеет также клетчатка, которая со¬держится в хлебе из муки грубого помола, овощах и улучшает дея¬тельность кишечника.
В жизнедеятельности организма огромную роль играют витамины. В натуральных продуктах (овощи, фрукты) витамины содержатся в виде комплексов и хорошо усваиваются. В зимне-весенний период естественных витаминов недостаточно, поэтому следует принимать до¬полнительно поливитаминные препараты.
Важно своевременно выявлять первые признаки гиповитаминоза в напряженные периоды тренировки и учебных занятий: утомляемость к концу занятий, ухудшение сна, раздражительность, понижение ин¬тереса к учебе и спорту, нежелание работать. Чаще всего гиповитаминозы развиваются ранней весной.
Для поддержания высокой работоспособности важно. Соблюдать питьевой режим. Суммарное количество воды в рационе учащегося-спортсмена (включая чай, кофе, жидкие блюда) должно составлять не более 2—2,5 л.
При чувстве жажды следует потреблять слегка подкисленную ли¬моном или клюквенным соком, аскорбиновой кислотой воду. Рекомен¬дуется некоторое время задерживать воду во рту, пить не торопясь, небольшими глотками. Утолить жажду можно также фруктами, имеющими кисло-сладкий вкус (яблоки, апельсины, лимоны).
Сбалансированное питание – подразумевает снабжение всеми пищевыми веществами в определённых соотношениях между собой.
Особое значение придаётся сбалансированности незаменимых составных частей пищи, которых насчитывается более 50.

КРОМЕ ТРАДИЦИОННОГО ПИТАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ НЕТРАДИЦИОННЫЕ СТИЛИ ПИТАНИЯ:
Вегетарианство
Сыроядение
Раздельное питание
И различные диеты.
ВОПРОС №15: «Оздоровление через питание. Нетрадиционные стили питания: вегетарианство, сыроядение, раздельное питание и диеты».

ОТВЕТ: Лечебное питание – диетотерапия строится на основе данных физиологии, биохимии и гигиены питания, в частности знаний о роли отдельных пищевых веществ и продуктов, знания сбалансированности и режима питания. Диетотерапия строится на представлении о причинах заболеваний, особенностях пищеварения и обмена веществ у здорового и больного человека.
Диетотерапия – обязательный метод комплексной реабилитации.
Лечебное питание усиливает действие различных видов терапии, предупреждает осложнения и прогрессирование болезни. При инфекционных заболеваниях, туберкулёзе, травмах, после оперативных вмешательств лечебное питание способствует повышению защитных сил организма, нормальному восстановлению тканей, ускорению выздоровления и предупреждения перехода болезни в хроническую форму.

В России используется единая номерная система диет, обеспечивающая индивидуализацию лечебного питания при обслуживании большого количества больных с тем или иными заболеваниями и их разным течением.

Кроме того, по преобладанию в диетах пищевых веществ их условно делят на:
1. белковые (творожные, мясные, рыбные)
2. углеводные (сахарные, фруктовые, овощные, рисо-фруктовые)
3. жировые (сметана, сливки)
4. магниевые и калиевые.

По пищевым продуктам диеты подразделяют на:
1. вегетарианские – только растительная пища (фрукты, картофель, овощи, рис)
2. молочные (молоко, кефир, творог)
3. сахарные
4. мясные
5. рыбные
6. жидкостные – соки овощей и фруктов, отвары шиповника, минеральные воды.

Кроме этого существуют разгрузочные диеты, которые назначают на 1-2 дня:
1. чайная диета
2. сахарная диета
3. рисово-компотная диета
4. яблочная диета
5. диета из сухофруктов
6. арбузная диета
7. картофельная диета
8. огуречная диета
9. салатная диета
10. молочная (кефирная) диета
11. творожная
12. мясная (рыбная) диета
13. овсяная диета
14. соковая диета
Среди специальных диет можно перечислить:
1. диета Кареля
2. магниевая и калиевая диеты
*Перед тем, как начать очищающие процедуры, необходимо снять стресс, успокоиться!
ВОПРОС №16 «Формы и метода очищения организма от токсических веществ и шлаков. Гомеопатические и природные средства оздоровления».

ОТВЕТ: Зачем необходимо очищать организм?
Печень – орган детоксикации, кровь проходя через печень очищается оставляя в ней желоч, чтобы не образовался застой желочи, нужно поддерживать очищающую функцию печени – очищением от шлаков (бег, баня, шейпинг, лыжи, велосипед, голодание).
Основные органы, где происходит отложения шлаков:
*кишечник
*печень
*почки
*кровь и сосуды
*суставы
*кожа

Методы очищения – без врачебного контроля:

*очищение кишечника – голодание 24-36 часов – всё, что больше этого времени, только под наблюдением врача. Голодание – не менее одного раза в месяц.

*банные процедуры – очищение кожного покрова, обеззараживание. Во время банных процедур нужно много пить – например травяные настои.

Голоданием – очищается печень, но лучше под наблюдением врача.

Гомеопатические и природные средства очищения:
- минеральные воды;
- грязелечение;
- лечение песком;
- лечение змеиным ядом
- лечение пиявками – гирудотерапия.
ВОПРОС №17: «Биоритмы, их биологическое значение. Физиологические механизмы регуляции биоритмов. Виды биоритмов. Десинхроноз, его влияние на человека».

ОТВЕТ: Все биоритмы – врождённые циклические изменения функции (состояния организма) жизни в геофизических условиях:
- суточные;
- лунные изменения;
- сезонные биоритмы;
- годовые биоритмы.

Типы по биоритмам:
«Жаворонки»
«Совы»
«Голуби»
Десинхроноз – комплекс болезненных расстройств, возникающих при сдвиге часового пояса на 3 часа и более, проявляющиеся чаще всего расстройством сна.
Это рассогласование биологических ритмов организма с физическими и социальными датчиками времени.








ВОПРОС №18: «Психическое здоровье, его признаки. Влияние эмоций на психическое здоровье. Признаки и условия эмоционального благополучия».

ОТВЕТ: Психическое здоровье – сохранение гомеостаза в психической сфере, биопсихической деятельности человека.
Признаки гомеостаза в психической сфере – эмоциональное благополучие и стабильность.
Эмоции — субъективно переживаемое отношение человека к различным раздражителям, фактам, событиям, проявляющееся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужасай т.д. Эмоциональное состояние часто сопровождается изменениями в соматической (мимика, жесты) и висцеральной (изменение частоты сердцебиения, дыхания и т.д.) сферах. Структурно-функциональной основой эмоций является так называемая лимбическая система, куда включают ряд корковых, подкорковых и стволовых структур.
Отклонение гомеостаза в психической сфере отражается в эмоциональной сфере.
Эмоциональное благополучие – преобладание позитивных эмоций над негативными.

Эмоциональная стабильность – длительное сохранение эмоционального благополучия и быстрое его восстановление.

Психика — это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.
Психика человека устроена таким образом, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего прежде всего тем, что обязательно эмоционально, чувственно окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы человека и его прошлый опыт (память).
Психика проявляет себя в форме психических процессов, или функций. К ним относятся ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Эти психические процессы часто называют компонентами психики.
Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма — эмоциональный стресс (напряжение).
Описать признаки и условия эмоционального благополучия.
- умение переключатся от негативной эмоции к позитивной;
- во всём видеть только хорошую сторону.
- создавать домашний уют.
- больше двигаться;
- соблюдать режим в том числе и режим сна и питания.
- выходные дни двигаться, организовывать прогулки и походы и т.п.
Движение — это мощный фактор восстановления умственной работоспособности по механизму активного отдыха. Однако в случае сильного умственного утомления двигательная активность может его усугубить, что связано со снижением в этих условиях эффективности тормозных механизмов, в значительной степени обусловливающих эффект восстановления. Поэтому после работы, вызвавшей сильное умственное утомление, необходим вначале пассивный отдых (сон, пассивное расслабление) и лишь затем использование двигательной активности.
Кроме движения (активного отдыха) и сна (пассивного), для оптимизации психического состояния, восстановления психического здоровья все более широко используются различные методы собственно психорегуляции. Прежде всего следует упомянуть аутотренинг, который дает хороший восстановительный и оздоровительный эффект через релаксацию. Аутогенная тренировка (AT) позволяет одновременно решить целый ряд задач, в частности, снятие последствий стресса, восстановление сил, затраченных на работе, повышение функциональных возможностей организма и управление психофизиологическим состоянием.
Сон — это важная функция, состояние человека, имеющее огромное значение. Треть своей жизни человек проводит во сне и без сна не может обходиться. Сон является неотъемлемой частью жизнедеятельности не только человека, но и животных — значит, сон имеет важное общебиологическое значение. Сон восстанавливает силы, дает возможность организму отдохнуть от дневных умственных и физических трудов. Это, в частности, связано с тем, что во время сна активно тормозятся нервные структуры, перегруженные в дневное время. Торможение — это активный процесс, особая форма деятельности мозга, то есть сон — это не просто отдых, а активное восстановление сил организма. Кроме того, существует предположение, что во время сна происходит анализ и переработка информации, накопленной человеком за предшествующее время, и в основном за счет этого уменьшается нервно-психическое напряжение нервной системы. Сон, возможно, обеспечивает и процессы программирования в мозгу и выполняет какие-то другие функции.
ВОПРОС №19: «Понятие о «стрессе», механизмы развития. Фазы стрессовой реакции. Понятие о «дистрессе», его влияние на здоровье».

ОТВЕТ: Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение вероятности — положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма — эмоциональный стресс (напряжение).
Эмоциональный стресс запускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться, избавляться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношение к соответствующему воздействию. Характер реакции поэтому зависит от личностного отношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от его типологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознания социально-значимых сигналов или комплексов сигналов (конфликтные ситуации, социальная или экономическая неопределенность, ожидание чего-либо неприятного и т.п.).
При осуществлении стресса через систему посредников мозг (его промежуточный отдел) активирует гипофиз, который выбрасывает гормон АКТГ — активатор надпочечников. Одновременно повышается активность симпатической нервной системы, ведущая к усилению работы сердца, повышению уровня артериального давления, увеличению свертываемости крови и т.д. В конечном итоге и гормоны, и нервная система постепенно поднимают работоспособность человека. Эту начальную стадию стресса называют «тревогой», так как она мобилизует организм на действие против стрессора, — это стадия перестройки. Она характеризуется эмоциональным возбуждением, когда различные механизмы организма начинают работать с большим напряжением, причем взаимодействие между ними часто нарушается, что может привести к временному снижению работоспособности. Кроме того, в случае патологии или функциональных нарушений в какой-либо системе органов соответствующая часть организма может не выдержать (например, при увеличении артериального давления может лопнуть кровеносный сосуд, если его стенки поражены склеротическими изменениями).
На второй стадии — «устойчивости» — секреция гормонов стабилизируется, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность.
Обе первые стадии стресса объединяют в единое целое — эустресс. Это адаптивная, физиологически нормальная часть стресса. Эустресс повышает возможности человека.
Однако если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными. Это третья стадия — «истощения», когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Поэтому третья стадия стресса является патологической и ее обозначают как дистресс. Это фактически дезаптация организма. Чаще всего развитие негативных последствий определяется возникающими в ответ на стрессовую ситуацию отрицательными эмоциональными реакциями. Негативные эмоции в свою очередь усиливают протекание стресса, поэтому для этой стадии характерно состояние психической дезаптации.

Недостаток движения — гипокинезия — вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию.
- гиподинамия выключает конечное звено стрессовой реакции -- движение. Это ведет к напряжению центральной нервной системы, что в условиях и без того высоких информационных и социальных перегрузок современного человека закономерно ведет к переходу стресса в дистресс;
ВОПРОС №20: «Понятие «невроз». Причины и признаки развития неврозов.

ОТВЕТ: Психическое здоровье должно, как и здоровье в целом, характеризоваться:
— отсутствием психических или психосоматических заболеваний;
- нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях;
— благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.
Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Благоприятное функциональное состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности
Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т.д.) — это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние — показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы.
Неврозом И.П. Павлов называл срывы высшей нервной деятельности. Невроз можно рассматривать как функциональную нервную болезнь, не подтвержденную патологоанатомическими (или объективными) исследованиями. То есть при неврозе нет органических нарушений, а нарушены мозговые процессы, связанные с обработкой информации, эмоциями, управлением нервными процессами.
При всем многообразии видов неврозов выделяют три их базовых формы. Истерия чаще возникает у людей, близких к художественному типу ВНД, и проявляется в двигательно-опорных и вегетативных расстройствах. Психастения, или невроз навязчивых состояний, развивается у людей мыслительного типа и проявляется в навязчивых идеях или страхах. У людей промежуточного типа возникают неврозы по типу неврастении, которая проявляется в снижении работоспособности, нарушениях сна, раздражительности и др.
Кроме классификации неврозов, приведенной выше, в практике используются и другие. Так, неврозы делят на общие и системные. К общим относятся неврастения (астенический невроз), невроз страха, невроз навязчивых состояний и истерический невроз. Из системных чаще всего встречаются невротические недержания мочи (энурез), заикание (логоневроз) и тики. К системным неврозам нередко относят заболевания, в которых трудно выделить какой-то один ведущий синдром, — это так называемые недифференцированные неврозы.
Вероятность срыва высшей нервной деятельности, так же как и возникновение отрицательных эмоциональных состояний, во многом зависит от условий, в которых живет и трудится человек, отношения к нему, его деятельности, его проблемам со стороны окружающих, а также от индивидуальных особенностей нервной системы человека, его психофизиологической организации. Неврозом заболевают в основном люди низко адаптивные, слабые, неуверенные в себе. Невроз — это следствие неразрешенного внутреннего конфликта мотивов при недостаточно высокой эффективности механизмов психологической защиты и выраженном пассивно-оборонительном поведении в стрессовых ситуациях.
ВОПРОС №21: «Общие принципы формирования нормального и предупреждения патологического стресса. Психофизические методы саморегуляции».

ОТВЕТ: Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение вероятности — положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма — эмоциональный стресс (напряжение).
Формирование эмоций подчиняется определенным закономерностям. Так, сила эмоции, ее качество и знак (положительный или отрицательный) зависят от силы и качества потребности и вероятности удовлетворения этой потребности. Кроме того, очень важную роль в эмоциональной реакции играет фактор времени, поэтому короткие и, как правило, интенсивные реакции называют аффектами, а длительные и не очень выразительные — настроениями.
Психика — это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.
Психика человека устроена таким образом, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего прежде всего тем, что обязательно эмоционально, чувственно окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы человека и его прошлый опыт (память).
Психика проявляет себя в форме психических процессов, или функций. К ним относятся ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Эти психические процессы часто называют компонентами психики.


Недостаток движения — гипокинезия — вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию.
- гиподинамия выключает конечное звено стрессовой реакции -- движение. Это ведет к напряжению центральной нервной системы, что в условиях и без того высоких информационных и социальных перегрузок современного человека закономерно ведет к переходу стресса в дистресс;


26 ноя 2009, 21:15
Профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 5 часов



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB